Федеральный образовательный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает, что «индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» (http://standart.edu.ru/).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Выполняется индивидуальный проект обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
? сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
? способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
? сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
? способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, где должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
В содержательном разделе основной образовательной программы говорится об образовательных программах, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, а также о программе развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков), включающей в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (образовательные организации могут использовать индивидуальный проект).
Попробуем разобраться, что такое индивидуальный проект, учебно-исследовательский проект, исследование и проектная деятельность.
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед)
1) реалистичный замысел, план желаемого будущего;
2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;
3) метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Согласно философскому энциклопедическому словарю, проект это – настоящее желание, нацеленное на будущее, исполнение которого зависит от нас. Это еще не воля (волевое желание подразумевает действие), вернее, это всего лишь воля (в настоящем) к желанию (в дальнейшем). Но видеть в нем источник абсолютной свободы, как это делает Сартр, значит забывать, что проект в силу своего присутствия в настоящем так же реален, следовательно, так же необходим, как и все остальное.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально (индивидуальный проект) или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
В энциклопедическом словаре слово «индивидуальный» определяется как личный, присущий только данному индивидууму, отличающий его и его особенности, а в современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой слово «индивидуальный» означает присущий, свойственный только данному индивидууму, отличающий его от других; своеобразный, неповторимый, оригинальный, особый для каждого отдельного лица.
Следовательно, индивидуальный проект – это личная работа обучающегося.
Особенности индивидуального проекта: тема проекта выбирается в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями структуры личности учащегося; формируется чувство персональной ответственности «за все», требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициатива; обучающийся получает возможность продвигаться к результату в своем темпе; формируются важнейшие умения и навыки: исследовательские, презентационные, оценочные и др.; создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
Целью проекта является не только создание условий для проведения в образовательных организациях демонстрационных, лабораторных, проектных и исследовательских работ по учебным предметам с использованием современного учебного и научного оборудования, но и достижение эффективного межпредметного взаимодействия. На данный момент это взаимодействие организуется не столько в ходе регулярного обучения в рамках классно-урочной системы, сколько в рамках гораздо более свободной по формату проектно-исследовательской деятельности учащихся. Проект направлен на решение конкретной проблемы, на создание продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.