Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Лицей»
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
- Анкета
- Дополнения к паспорту доступности
- Список учебников по адаптированным программам
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: -по индивидуальному учебному плану; — при наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ПМПК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому; В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. В наличии адаптированные образовательные программы. Имеется кабинет инклюзивного образования.. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Установлен пандус на запасном боковом входе. На центральном входе имеется табличка с указанием номера телефона для вызова сопровождающего лица. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. Специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование) отсутствует. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ обязательно предоставляется сопровождающее лицо. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Для всех обучающихся предусматривается организация горячего питания. Отдельное меню для инвалидов и лиц с ОВЗ составляется по мере необходимости. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Классные руководители 1-4 классов сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися. Перед входом в столовую оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды и электрополотенце для рук. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Здания оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатели выходов), необходимыми табличками и указателями; звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания первичной медицинской помощи школой заключён договор между школой и ГБУЗ ЦГБ, работают медицинский и прививочный кабинеты. Медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет фельдшер Кузьмичева Татьяна Ивановна. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Лицей», на котором существует версия для слабовидящих. В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: — электронной почтой; — выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»); — функционирует официальный сайт школы. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент — фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д. |
Кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии | Нет |
Приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума в МБОУ «Лицей»
Вопрос-ответ
- Как проводится государственная итоговая аттестация для выпускников с инвалидностью?
Для лиц, по медицинским показаниям не имеющим возможности прийти в пункт проведения экзамена, экзамен организуется на дому. Причем необходимо учесть следующее, что учащиеся, получающие образование на дому по медицинским показаниям, кроме детей–инвалидов, не признаны в установленном порядке обучающимися с ОВЗ. Обучающиеся, находящиеся на обучении по состоянию здоровья на дому на основании справки врачебной комиссии, имеют право пройти обследование и получить заключение ПМПК, подтверждающее статут ограниченных возможностей здоровья и рекомендации, в том числе по форме итоговой аттестации.
В соответствии с действующим порядком проведения ГИА лица с ОВЗ, инвалиды и дети-инвалиды лично или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность и оформленной в установленном порядке доверенности подают до 1 февраля (ГИА -11) и до 1 марта (ГИА-9) заявление на участие в ГИА с указанием специальных условий для проведения аттестации и заключение или справку (оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки), выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности.
Организация государственной итоговой аттестации для лиц с ОВЗ и инвалидностью имеет ряд особенностей, которые отражены в письме Рособрнадзора от 27 февраля 2015 г. № 02-63, а именно для участников ЕГЭ с ОВЗ, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, необходимо проведение ЕГЭ в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа таких участников ЕГЭ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников ЕГЭ, которые не имеют возможности писать самостоятельно и которые могут выполнять работу только на компьютере, в аудиториях устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и не содержащие информации по сдаваемому предмету.
Для слабовидящих участников ЕГЭ также используется два комплекта экзаменационных материалов: стандартный ИК и его аналог, распечатанный (скопированный) с использованием большего шрифта с копиями бланков увеличенного формата. В аудиториях для проведения ЕГЭ предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Участники ЕГЭ выполняют экзаменационную работу на увеличенных бланках. После завершения экзамена ответы экзаменационной работы переносятся в стандартные бланки ЕГЭ ассистентами в присутствии членов ГЭК и руководителя ППЭ.
- Какие нормативные документы определяют порядок получения образования ребенком-инвалидом и ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе об образовании понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия), утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. № 1082, представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении комиссии указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
- Какими нормативными документами устанавливается порядок предоставления места ребенку-инвалиду и обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации?
Зачисление в образовательные организации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании:
- личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
- заключения и рекомендаций ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», которое является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органами местного самоуправления в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности – приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» и от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», которые регламентируют порядок организации обучения, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Одной из предусмотренных форм получения образования названной категорией обучающихся является инклюзивное обучение.
Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в том числе в инклюзивной форме.
В связи с изложенным любая организация, осуществляющая образовательную деятельность (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования), обязана создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Отказано в приеме в общеобразовательную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии со статьей 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного и общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
- О заключениях ПМПК и ИПР по созданию специальных условий образования инвалидов и лиц с ОВЗ
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития (письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07).
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями», в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения задач, в том числе в части разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР), руководителям федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида.
Согласно части 3 статьи 79 Закона об образовании, под специальными условиями для получения образования обучающимися ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии со статьей 79 Закона об образовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с ИПР инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (СКОУ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.
Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- О предоставлении услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (далее – ИПР).